4 июня
...Каждое утро на фестивале репетируют те, кто будет выступать сегодня вечером. Так как в Летнем театре
всегда толпятся заинтересованные лица, болельщики, то после пресс-конференции (они проводятся в десять часов
утра) первое, что я услышала: прекрасно пела советская певица...
Мы познакомились с Аллой Пугачевой вчера во время обеда. Она была
бледна до прозрачности — конечно,
и от волнения, и особенно на фоне беззаботных, загорелых отдыхающих.
Глядя на нее, я вдруг остро почувствовала, что здесь параллельно
существуют как бы два мира: один — чудесное море, золотой пляж, туристы —
и другой — конкурс, репетиции, конференции, деловые
встречи. Центр этого второго мира в отеле «Сатурн» — штаб фестиваля. Он
всегда гудит, как развороченный улей, в
котором все, однако, относятся друг к другу с огромным вниманием и
доброжелательно, все — от дирекции и работников пресс-центра до кассира.
В Летнем театре эти два мира как бы объединяются. А маленькие дети,
которые чувствуют себя здесь совсем как дома или на пляже,
пританцовывают в проходах, поют, самостоятельно протискиваются с цветами
поближе к сцене ~ делают Летний театр
не похожим ни на один из знакомых концертных залов.
Вечером имя Аллы Пугачевой было встречено аплодисментами и легким
шумом — ее уже ждали. Совершенно преобразившаяся (значит, настоящая
актриса!): уверенная в себе, изящная, элегантная — Алла пела песню
Ангела Заберского «Я люблю тебя, Ленинград»- Красивый
голос, льющийся, характерно окрашенный, сразу запоминается. Хорошая
вокальная школа, темперамент, современная манера исполнения...
«Мо-ло-дец! Мо-ло-дец!» — несется с балкона. Это наши туристы, ставшие ярымн болельщиками, приветствуют Аллу.
Что же касается песни (первый раз мы ее слышали в исполнении Бисера
Кирова), то, честно говоря, на ней несколько сказалось общее увлечение
«цыганочкой» как «обязательной» краской песни «а-ля рюсс» (что, впрочем,
не мешает ей быть и мелодичной, и достаточно эффектной). Аранжировка
Алексея Мажукова, с лирической цитатой из песни Соловьева-Седого
«Слушай, Ленинград, я тебе
спою...», на мой взгляд, могла бы быть очень хороша, если бы не
подчеркивала «цыганский» элемент. А вот русский перевод, увы, слабоват!
Повезло еще, что, видимо, кроме нас, в него никто и не вслушивался...
5 июня
Третий фестивальный день принес нам новые волнения: у Аллы Пугачевой появился опасный конкурент в лице
англичанина Карла Уэйна.
Что же мы знаем о нем?
Карл Уэйн родился в Бирмингеме, сообщается в пресс-бюллетене, еще в
школьные годы увлекся музыкой, увлекся настолько, что в 18 лет отказался
от университета, чтобы работать в бит-группе «Викинги». Когда «Викинги»
распались, участники нескольких бирмингемских групп объединились, с
целью завоевать лондонскую сцену. Так родилась группа «Движение»
(насколько мне известно, действительно добившаяся успеха — в 1970 году
она даже входила в мировую когорту «поп-старз»). Солистом в ней был Карл
Уэйн. Вскоре, однако, он начинает выступать самостоятельно, записывает
несколько пластинок, одна из которых — с песнями Джона Леннона —
приносит ему славу...
С фотографии в проспекте смотрит хорошее, интеллигентное лицо. Умные глаза...
Вечером Карл Уэйн представлял песню Зорницы Поповой «Сколько радости в мире» (аранжировка Майкла
Александра), которую до этого мы слышали в темпераментом исполнении Йорданки Христовой.
Уэйн выскакивает на сцену с фальцетным криком, словно не в силах
сдержать бьющую в нем через край
радость. Это так неожиданно и обаятельно, что невольно хочется кричать с
ним вместе. Высокий, тонкий, прекрасно владеющий своим телом артист
чувствует себя на эстраде как рыба в воде. Он перекидывает микрофон из
руки в руку, высоко подбрасывая его в воздух, — все это вполне в образе
песни. При этом Уэйн беспредельно музыкален, заразителен. Да. Прекрасный
артист. От него можно ожидать многого...
Международное соревнование открывает польская певица Богдана
Загурска, обладательница огромного низкого голоса. Она очень
эмоциональна, искренна и явно нравится публике. Приятное впечатление
производит и выступление болгарского композитора и певца Петра
Чернева.
Но вот наконец ведущие объявляют имя Аллы Пугачевой. Теперь в ответ
раздается гром аплодисментов, который смолкает лишь с первыми звуками
оркестрового вступления. Звучит песня Алексея Мажукова «Ты снишься мне»
на слова Николая Шумакова...
Я уже говорила о том, как удивительно преображается на сцене Алла
Пугачева. Сегодня она особенно хороша — длинное черное платье оттеняет,
подчеркивает ее хрупкость, женственность. И поэтому так поражает,
буквально захватывает экспрессия, сила чувства, которым
наполняет артистка песню — любовное признание. А потом вдруг на наших
глазах элегантная женщина превращается в циркового клоуна — маленького,
смешного, несчастного. С деревянными руками, которые, словно на
шарнирах, падая, сгибаются в суставах. Пугачева поет песню
Эмила Димитрова «Арлекино». Из старой, запетой песни (русский текст Б.
Баркаса) она создает новеллу. Перед нами проходит жизнь циркового
артиста. Смех сквозь слезы. И когда характерный — клоунский — смех вдруг
сменяется трагическими интонациями, когда снята маска — сжимается
сердце... Мастерство Аллы Пугачевой в этой песне заставляло меня порой
вспоминать знаменитую «Маленькую балерину» Вертинского.
А зал стонет, именно стонет, аплодируя...
Все вокруг поздравляют нас. «Какая выразительная певица, не просто
певица, а синтетическая артистка!» — говорит о Пугачевой заместитель
ректора Софийской консерватории, композитор Бенцион Элиезер. «Алла
Пугачева — открытие не только «Золотого Орфея», но и мировой эстрады».
Это слова директора фирмы «Балкантон», композитора Александра Иосифова.
...Алла Пугачева — лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады —
родилась и выросла в Москве. Она окончила музыкальную школу, поступила в
училище имени Ипполитова-Иванова на дирижерско-хоровой факультет. Но
больше всего на свете любила петь. Еще
студенткой начала выступать в передаче «С добрым утром». Песни Шаинского
«Как бы мне влюбиться» и «Не спорь со мной», «Робот» Мерабова сделали
голос Аллы популярным. Появилась возможность выступать на эстраде. Но у
девушки хватило воли не поддаться соблазну — она решила сначала все-таки
завершить музыкальное образование.
Первая работа — ансамбль «Новый электрон» Липецкой филармонии. Ей
нравилось в ансамбле — нравилось
петь, играть на рояле, участвовать в создании песен. Следующая ступень —
творческая школа оркестра под руководством Олега Лундстрема, очень
много давшая молодой певице. И наконец, вокально-инструментальный
ансамбль «Веселые ребята».
— Успехом на «Орфее» я во многом обязана ансамблю, — говорит Алла
Пугачева, — мы вместе репетировали «Арлекино», руководитель «Веселых
ребят» Павел Слободкин сделал аранжировку, которая очень помогла мне. И
вообще, я по-настоящему увлечена работой в ансамбле. Хорошо, когда
коллектив объединяют общие взгляды на искусство, на значительность нашей
работы...
6 июня
...По традиции после завершения конкурсной программы никто из
заинтересованных лиц не уходит домой. Все
собираются в ресторане отеля «Сатурн», где идет заседание двух жюри:
международное судит исполнителей, а болгарское определяет победительниц
среди песен. Как островки, образуются в зале национальные столы.
Среди ночи, когда напряжение достигает апогея, в зале появляются счастливый Владимир Ковалев и другие члены
жюри. Ура! Абсолютным большинством голосов «Золотой Орфей» присужден Алле Пугачевой! Это сообщение встречается овацией.
«Алла Пугачева оторвалась от всех остальных участников конкурса, как космический корабль, устремившийся
к звездам», — говорит Георгий Ганев.
Аплодисменты вспыхивают в разных концах зала — поздравляют Карла
Уэйна, Богдану Загурску, Ксанти
Пераки — лауреатов первой премии, болгарку Стефку Оникян и Шинай
(Турция), удостоенных второй награды,
Ганса-Юргена Байера — третьей, Кончу Маркес, награжденную первой премией
за лучшее исполнение болгарской
песни... Стреляют пробки от шампанского. Делается так шумно и весело,
как бывает только тогда, когда все справедливо. Островки становятся
интернациональными. Советский стол поздравляют все, прежде всего
болгарские друзья, англичане во главе с Карлом Уэйном.
7 июня
Сегодня — прощальный день. Фестиваль завершит гала-концерт лауреатов и выступление одного из почетных
гостей, нашего певца Льва Лещенко. (До него демонстрировали свое искусство многие исполнители ~ среди них
такие известные, как итальянец Аль Бано.)
Удивительный фестиваль «Золотой Орфей». Удивительный прежде всего
своей атмосферой — доброжелательной, дружеской, по-болгарски щедрой.
Атмосферой, в которой конкурс-соревнование становится товарищеской
встречей молодых людей, приобретая тем самым и политическое значение. Не
случайно слава « Орфея» все растет, и на Солнечный берег съезжаются
теперь артисты из самых далеких концов земного шара.
Вечером совершенно неожиданно зрители становятся свидетелями еще одного проявления дружеских чувств участников фестиваля.
Гала-концерт лауреатов подходил к концу, и публика. в последний раз
слышавшая своих любимцев, была особенно щедра на аплодисменты. Она
настоятельно требовала от Уэйна, вопреки правилам, повторения песни
«Сколько радости в мире». И добилась своего. Но прежде чем снова запеть,
английский певец сказал: «Я повторяю песню для Аллы Пугачевой». Это
вызвало новый шквал оваций. Но,
наверное, помощник режиссера не ожидал такого поворота событий, потому
что совершенно не вовремя чуть ли не на голову Уэйну вдруг стала
опускаться раковина с Аллой Пугачевой. Знавшие сценарий были близки к
инфаркту: шла прямая телепередача, и вся Болгария становилась
свидетелем ужасной накладки.
Но быстро оценивший ситуацию английский артист мгновенно включил
Аллу Пугачеву в свою игру. Он пел
для Аллы, встал перед нею на колени, потом вывел ее на авансцену, н они
запели вместе... Словом, это было настоящее шоу, номер, показавший и
артистизм, и умение молодых певцов владеть собою па сцене, умение
импровизировать. И рыцарство Уэйна, и подлинное взаимоуважение, дружбу.
Великая сила - искусство, песня!
Мы прощались с Софией ночью. Город был прекрасен: аинственной
громадой высился подсвеченный собор Алексаидра Невского, в лучах
прожекторов застыли памятники воинской славы братьев - болгар и русских.
Ничто не насушало тишины, только шаги редких прохожих по брусчатке;
мостовой.
А мне слышался еще вой сирены. И вспомнились слова Аллы Пугачевой,
сказанные в разгар песенного праздника: «Если бы не война, я родилась бы
в артистической семье. Моя мама была певицей, но потеряла голос на
фроите, а отец мечтал стать артистом оригинального жапра, однако был
ранен, лишился глаза... И я родилась уже в семье инженеров...»
Тридцать лет- прошло, как окончилась нежна на нашей п на болгарской
земле. Люди хотят жить в мире. Так пусть
же никогда больше не будет выстрелов! Пусть над всей нпашей прекрасной
землей звучит только музыка, песни, когорые иногда лучше всяких слов
помогают хорошим людям понять друг друга!
Источник: http://Музыкальная жизнь №16, 1975 |